Системы освещения для музеев, галерей и выставок
Музеи и выставки могут охватывать широкий спектр тем — от археологии до современного искусства, от литературы до современных технологий. Площадь некоторых залов составляет всего несколько квадратных метров, в то время как другие экспозиции могут занимать целые районы. Однако всех их объединяет миссия: собирать, сохранять и изучать и, даже более того, представить свою тему и рассказать о ней.
Дизайнеры музеев и выставочных залов придерживаются строгих стандартов качества в вопросах освещения. В результате понятие свет «музейного качества» стало эталоном в осветительной сфере.
Хорошее музейное освещение должно не только отвечать требованиям посетителей, но и быть комфортным для смотрителей и работников, помогать сохранению экспонатов, а также быть экономически эффективным и надежным. Освещение, отвечающее этим критериям, помогает сохранять культурное наследие человечества для будущих поколений.
Чтобы все экспонаты были представлены наилучшим образом, освещение не должно мешать просмотру. Для этого есть несколько правил:
- Не должно быть никаких отвлекающих теней или узоров света на стенах или потолке.
- Нужно избегать бликов и нежелательных теней на картинах и произведениях искусства. Чтобы их не возникало при направленном свете нужно расположить светильники так, чтобы их расстояние от экспоната было примерно равно трети от высоты стены.
- Тени не должны падать на соседние экспонаты.
- Большое расстояние между светильниками заливающего света и стеной делает освещение более равномерным, но увеличивает риск появления бликов. Компромисса между равномерностью и визуальным комфортом можно достичь, если угол падения света будет 25-30°.
Цвет, структура и коэффициент отражения потолка, стен и пола влияют на визуальное восприятие экспонатов и атмосферу в зале. Насколько ярко освещены должны быть стены и потолок, то есть насколько высока будет их отражательная способность, зависит только от желания дизайнера. Тут невозможно дать никаких общих рекомендаций.